авенство и неравенство – не только термины идеологии или политической теории. Вышедшая в 2009 г. и переизданная с дополнениями в 2010 году книга эпидемиологов Ричарда Вилкинсона и Кейт Пикетт «The Spirit Level. Why Equality is Better for Everyone» стала весьма громкой интервенцией ученых-естественников в поле политики, философии и социологии. Авторы, опираясь на обширные данные, пришли к выводу, что неравенство приносит вред всему обществу в целом, а не только наиболее бедным его слоям. По их мнению, среди большинства развитых стран прослеживается устойчивая тенденция: страны с большим социальным расслоением, независимо от совокупного дохода, имеют худшие показатели по основным социальным параметрам (таким как смертность, преступность, заболеваемость и т.д.), чем их более «эгалитарные» соседи. Книга вызвала бурные споры, последовали и опровержения. Независимо от того, соглашаемся ли мы с выводами Вилкинсона-Пикетт, текст поднимает ряд вопросов, в том числе и философских. Что если сама биосоциальная природа человека не способна справляться с неравенством, конструируемым в качестве основного стимула (для конкуренции, поддержания иерархии и т.п.?). Так ли плох рессентимент, как его малюют философы начиная с 19 века? Может ли существовать общество, нацеленное на минимизацию неравенства?